Меню

close header menuopen header menu arrowКейсы
Подготовкаtrigger-arrow

Договор франчайзинга должен включать…

Договор франчайзинга должен включать…

Договор – основа отношений франчайзинга

Договор – это формальное описание ожиданий покупателя и продавца франшизы. Порядок составления договора описан в соответствующем Законе: Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» (с изменениями по состоянию на 29.06.2020 г.) (zakon.kz).

Договор франчайзинга один из самых сложных в юридической практике, так как заключается не только в сфере оборота нематериальных активов, но и предполагает передачу целого комплекса прав.

Каждая буква, точка и запятая в договоре имеет свой смысл и юридические последствия. Кстати договор франчайзинга заключается только в письменной форме и в определенных случаях подлежит обязательной регистрации.  В Казахстане регистрация потребуется в случае передачи права на использование товарных знаков.

Можно найти типовой договор франчайзинга Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг) (по состоянию на 2022 г.) (zakon.kz), однако вероятность того, что он будет включать в себя все существенные аспекты конкретной ситуации продажи франшизы, не высока. Типовой договор франчайзинга полезен как «скелет», в который необходимо добавить дополнительные условия в соответствии со своим видением процесса передачи комплексных прав в рамках продажи франшизы.

Основные аспекты при составлении договора франчайзинга

Чем подробнее договор, тем меньше вероятность возникновения спорных ситуаций в будущем. Если в ходе пользования франшизой возникают какие-либо вопросы, не описанные в договоре, то они разрешаются на основе действующего законодательства о франчайзинге (уже упомянутого выше Закона), либо на основе общих положений о договорах, закрепленных в Гражданском кодексе.

При составлении договора франчайзинга рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты:

  • четкое описание того, что предоставляется в комплексе прав:
    • если это какой-либо известный бренд, то необходимо детально описать порядок использования бренда и те действия, которые запрещены в отношении передаваемого бренда;
    • если бренд малоизвестен или вообще отсутствует в договоре франчайзинга, то обычно передается определенный способ ведения и продвижения бизнеса, уникальные технологии или доступ к информации; в данном случае потребуется подробное описание того, какая информация и поддержка будет оказываться со стороны франчайзера;
  • порядок и срок действия договора, условия его расторжения и продления;
  • права и обязанности сторон, а также ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств;
  • если передаются объекты интеллектуальной собственности, то они должны быть зарегистрированы в соответствующей юрисдикции;
  • порядок определения платежей за франшизу: сроки уплаты, размер паушального платежа, базу расчета и размер ставки роялти; при этом в случае схемы расчетов по роялти существенными условиями порядок и сроки расчетов платежа по роялти, а также порядок предоставления отчетности продавцу франшизы;
  • порядок наложения и взыскания штрафных санкций – обычная практика договора франчайзинга, направленная на защиту владельца франшизы, однако нужно соблюдать осмотрительность при разработке положений данного пункта, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов кабальными условиями;
  • разграничение географических сфер деятельности в рамках франшизы, например, франчайзи может осуществлять деятельности только в городе N, но другим покупателям в этом городе франчайзер уже не может продать свою франшизу;
  • дополнительные обязанности по соблюдению качества продукции, например, закупка комплектующих только у списка поставщиков, который определяет франчайзер.

Очевидно, что сразу все учесть в договоре франчайзинга достаточно сложно, поэтому на первых этапах продажи франшизы рекомендуется запустить один-два пилотных проекта с наиболее лояльными покупателями, чтобы впоследствии иметь возможность внести изменения в уже действующие договоры и учесть ошибки на будущее.

Зарина Тулегенова

Основатель "Franchise24"

Читать еще

15 августа 2022 / 2 месяца назад

15 августа 2022 / 2 месяца назад

Что надо знать продавцу франшизы

Первое, что нужно знать продавцу франшизы, – это нормативное регулирование процесса. Не менее важным является вопрос поиска и отбора покупателей франшизы

15 августа 2022 / 2 месяца назад

15 августа 2022 / 2 месяца назад

Упаковка бизнеса во франшизу: продумать все до мелочей

Франшиза может считаться качественной только в том случае, когда она отражает все существенные аспекты взаимодействия франчайзера и франчайзи. При этом упаковка бизнеса во франшизу – это не только создание пакетного предложения, но еще и трансформация собственного бизнеса