Меню

close header menuopen header menu arrowКейсы
Подготовкаtrigger-arrow

Упаковка бизнеса во франшизу: продумать все до мелочей

Упаковка бизнеса во франшизу: продумать все до мелочей

Упаковка бизнеса во франшизу – трансформация бизнес-модели

Упаковка бизнеса во франшизу и дальнейшее ее тиражирование обеспечивает возможность быстрого развития бизнеса за счет привлечения мотивированных компаньонов в других городах и регионах.

Было бы наивно предполагать, что после разработки и тиражирования франшизы, бизнес компании останется таким, как и раньше.

После разработки франшизы, франчайзер должен стать головным офисом, материнской компанией, на которую будут завязаны все последователи – франчайзи. Несмотря на то, что в отличие от реальных материнских компаний, франчайзер не участвует в капитале покупателя франшизы, восприятие франчайзера должно быть именно таким. Франчайзера должны воспринимать как субъект, от которого исходят новые идеи, решения, который может помочь в трудной ситуации, разрыв с которым будет означать крах всего бизнеса. В противном случае покупатели франшизы, освоившись в данном бизнесе, будут с нетерпением ждать окончания договора франшизы, чтобы запустить собственный аналогичный бизнес, либо сделают это, не дожидаясь  окончания договора.

Чтобы франчайзи не разбегались от головной компании спустя год с тем, чтобы запустить свой собственный аналогичный бизнес, франчайзеру необходимо трансформировать свою бизнес-модель под новые условия работы. То есть не просто создать франшизу, но и продумать до мелочей будущий процесс взаимодействия с покупателями.

Альтернативный вариант для франчайзера – это создать франшизу и просто продавать ее как готовую бизнес-идею, собирая паушальные платежи как плату за разработку франшизы, ничего не меняя в своей бизнес-модели. Однако информация о той или иной франшизе разносится достаточно быстро, и вполне вероятно, что репутация предлагаемой франшизы будет испорчена до того, как ее купит достаточное количество людей, чтобы отбить затраты на ее разработку.

Продумать все до мелочей – значить смоделировать ситуацию на будущее

По сути, создание франшизы – это разработка полноценного бизнес-плана, а точнее двух:

  • по одному бизнес-плану будут работать покупатели – это собственно и есть франшиза;
  • по другому бизнес-плану будет работать сам франчайзер, так как руководство франчайзинговой сетью существенно отличается от простого ведения бизнеса, который был до создания франшизы.

Здесь возникает множество вопросов:

  • какие существенные условия франшизы включить в договор;
  • какой платеж лучше: паушальный взнос или роялти, либо их комбинация;
  • как привязать к себе покупателя франшизы;
  • какую степень свободы предоставить франчайзи;
  • что делать, если франчайзи начнет своими действиями портить репутацию бренда, осуществлять иные недобросовестные действия, скрывать прибыль и т.д.

Лучший способ ответить на эти вопросы – смоделировать варианты взаимодействия с франчайзи и определить мероприятия, которые могут устранить потенциальные риски и проблемы, связанные с предоставлением франшизы покупателю.

Обычно при создании нового бизнеса, как и при упаковке бизнеса во франшизу рассматриваются только положительные сценарии, однако на практике все оказывает не так радужно и перспективно.

Это обусловлено тем, что при разработке бизнес-идеи, или в нашем случае франшизы присутствует высокая доля субъективности. Некоторые риски игнорируются, а ожидаемые результаты подгоняются под желаемый результат.  Поэтому при упаковке бизнеса во франшизу необходимо объективно оценить риски и принять меры в ответ на выявленные риски. Это могут быть как дополнительные условия в договоре, так и более глобальные изменения в собственной бизнес-модели. Детально и объективно смоделированный процесс взаимодействия франчайзера и франчайзи в долгосрочной перспективе позволит действительно сказать, что в данной франшизе все продумано до мелочей.

Зарина Тулегенова

Основатель "Franchise24"

Читать еще

1 июля 2023 / 1 год назад

1 июля 2023 / 1 год назад

Что надо знать продавцу франшизы

Первое, что нужно знать продавцу франшизы, – это нормативное регулирование процесса. Не менее важным является вопрос поиска и отбора покупателей франшизы

15 августа 2022 / 2 года назад

15 августа 2022 / 2 года назад

Создание франшизы с нуля

Что нужно, чтобы создать франшизу, если релевантного опыта в этой сфере нет? Рассмотрим основные элементы, которые входят в пакет франшизы, и этапы, которые связаны с созданием франшизы