Меню

close header menuopen header menu arrowКейсы
Подготовкаtrigger-arrow

Что надо знать продавцу франшизы

Что надо знать продавцу франшизы

Законодательные аспекты

Первое, на что нужно обратить внимание, при проработке вопроса о продаже франшизы – это нормативное регулирование данного процесса. Практически в каждой юрисдикции есть соответствующий закон. В Казахстане – это  Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» (с изменениями по состоянию на 29.06.2020 г.) (zakon.kz).

Рекомендуется прочитать Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» от начала до конца.

Прочитав этот Закон как книгу, не вникая первый раз во все подробности, Вы настроитесь на использование юридической терминологии, которая подробно характеризует процесс передачи лицензионного комплекса, деловой репутации и коммерческого опыта продавца франшизы (комплексного лицензиара). Кроме этого, основные разделы Закона раскрывают такие аспекты продажи франшизы, как:

  • виды, в которых может предоставляться франшиза (рабочее место, право на производство, право на продажу, вновь создаваемое предприятие и т.д.);
  • сроки и форма договора франчайзинга (договора комплексной предпринимательской лицензии);
  • права и обязанности покупателя и продавца франшизы (комплексного лицензиата и комплексного лицензиара);
  • защита конфиденциальной информации до и после заключения договора о франчайзинге.

Кроме этого нужно учитывать, что в случае передачи права на использование товарных знаков, договор франчайзинга подлежит регистрации в Государственном реестре товарных знаков.

Поиск покупателей

Самая лучшая реклама франшизы – собственные и открытые по франшизе действующие точки. Наилучшим будет вариант, когда потенциальный покупатель франшизы реально видел действующий бизнес и положительно его оценивает. Это может быть ситуация, когда покупатель еще в качестве потребителя посетил торговую точку и захотел сделать такой же бизнес. Либо через интернет нашел информацию о франшизе и приехал специально, чтобы ознакомиться с работой бизнеса в реальности. Поэтому,

Рекомендуется в точках продаж оставлять информацию (флаеры, QR-коды) о возможности открытия такого же бизнеса по франшизе. Аналогично, при размещении информации в интернете указывать адреса, где можно посмотреть реальную работу точки.

При этом на первых этапах необходимо тщательно подходить к отбору франчайзи. Типичная ошибка на старте – это стремление сразу же набрать как можно больше покупателей на франшизу, заключая договоры со всеми без разбора. Это чревато тем, что не отработанная на практике система франчайзинга приведет к массовому отказу от сотрудничества и нанесет непоправимый удар по репутации франшизы.

На начальных этапах лучше всего запускать один-два пилотных проекта с наиболее лояльными покупателями франшизы, которые готовые к взаимному сотрудничеству. В результате такого пилотного сотрудничества будет сформирован портрет наиболее подходящего клиента на франшизу, а также получен опыт взаимодействия с франчайзи, а также понимание того, в каких моментах необходимо проявить твердость с недобросовестным клиентом вплоть до расторжения договора о франчайзинге.

Зарина Тулегенова

Основатель "Franchise24"

Читать еще

15 августа 2022 / 2 месяца назад

15 августа 2022 / 2 месяца назад

Упаковка бизнеса во франшизу: продумать все до мелочей

Франшиза может считаться качественной только в том случае, когда она отражает все существенные аспекты взаимодействия франчайзера и франчайзи. При этом упаковка бизнеса во франшизу – это не только создание пакетного предложения, но еще и трансформация собственного бизнеса

15 августа 2022 / 2 месяца назад

15 августа 2022 / 2 месяца назад

Создание франшизы с нуля

Что нужно, чтобы создать франшизу, если релевантного опыта в этой сфере нет? Рассмотрим основные элементы, которые входят в пакет франшизы, и этапы, которые связаны с созданием франшизы