15 августа 2022 / 2 года назад
Договор франчайзинга должен включать…
Договор – основа отношений франчайзинга
Договор – это формальное описание ожиданий покупателя и продавца франшизы. Порядок составления договора описан в соответствующем Законе: Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» (с изменениями по состоянию на 29.06.2020 г.) (zakon.kz).
Договор франчайзинга один из самых сложных в юридической практике, так как заключается не только в сфере оборота нематериальных активов, но и предполагает передачу целого комплекса прав.
Каждая буква, точка и запятая в договоре имеет свой смысл и юридические последствия. Кстати договор франчайзинга заключается только в письменной форме и в определенных случаях подлежит обязательной регистрации. В Казахстане регистрация потребуется в случае передачи права на использование товарных знаков.
Можно найти типовой договор франчайзинга Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг) (по состоянию на 2022 г.) (zakon.kz), однако вероятность того, что он будет включать в себя все существенные аспекты конкретной ситуации продажи франшизы, не высока. Типовой договор франчайзинга полезен как «скелет», в который необходимо добавить дополнительные условия в соответствии со своим видением процесса передачи комплексных прав в рамках продажи франшизы.
Основные аспекты при составлении договора франчайзинга
Чем подробнее договор, тем меньше вероятность возникновения спорных ситуаций в будущем. Если в ходе пользования франшизой возникают какие-либо вопросы, не описанные в договоре, то они разрешаются на основе действующего законодательства о франчайзинге (уже упомянутого выше Закона), либо на основе общих положений о договорах, закрепленных в Гражданском кодексе.
При составлении договора франчайзинга рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты:
- четкое описание того, что предоставляется в комплексе прав:
- если это какой-либо известный бренд, то необходимо детально описать порядок использования бренда и те действия, которые запрещены в отношении передаваемого бренда;
- если бренд малоизвестен или вообще отсутствует в договоре франчайзинга, то обычно передается определенный способ ведения и продвижения бизнеса, уникальные технологии или доступ к информации; в данном случае потребуется подробное описание того, какая информация и поддержка будет оказываться со стороны франчайзера;
- порядок и срок действия договора, условия его расторжения и продления;
- права и обязанности сторон, а также ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств;
- если передаются объекты интеллектуальной собственности, то они должны быть зарегистрированы в соответствующей юрисдикции;
- порядок определения платежей за франшизу: сроки уплаты, размер паушального платежа, базу расчета и размер ставки роялти; при этом в случае схемы расчетов по роялти существенными условиями порядок и сроки расчетов платежа по роялти, а также порядок предоставления отчетности продавцу франшизы;
- порядок наложения и взыскания штрафных санкций – обычная практика договора франчайзинга, направленная на защиту владельца франшизы, однако нужно соблюдать осмотрительность при разработке положений данного пункта, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов кабальными условиями;
- разграничение географических сфер деятельности в рамках франшизы, например, франчайзи может осуществлять деятельности только в городе N, но другим покупателям в этом городе франчайзер уже не может продать свою франшизу;
- дополнительные обязанности по соблюдению качества продукции, например, закупка комплектующих только у списка поставщиков, который определяет франчайзер.
Очевидно, что сразу все учесть в договоре франчайзинга достаточно сложно, поэтому на первых этапах продажи франшизы рекомендуется запустить один-два пилотных проекта с наиболее лояльными покупателями, чтобы впоследствии иметь возможность внести изменения в уже действующие договоры и учесть ошибки на будущее.