15 августа 2022 / 2 года назад
Создание франшизы с нуля
Создание франшизы или создание бизнеса?
Вначале разграничим понятия создания бизнеса и создания франшизы.
Создание франшизы предполагает наличие уже действующего бизнеса.
Жизнеспособной может считаться только та франшиза, показатели которой рассчитываются на основании реальной статистики как минимум одной работающей точки. При создании бизнеса можно принимать во внимание потенциал бизнес-модели для создания франшизы, однако без апробации бизнес-идеи франшиза не будет жизнеспособной. Это понимают потенциальные покупатели, которые хотят гарантий того, что, вложившись в бизнес на основе франшизы, они как минимум не обанкротятся через год-два после подписания договора о франчайзинге.
Если бизнес доказал свою жизнеспособность и демонстрирует положительную динамику доходности, можно ставить вопрос о дальнейшем развитии через продажу франшизы.
С чего начать?
Самое простое при создании франшизы – провести бенчмаркинг аналогичных предложений.
Сейчас ассортимент франшиз настолько разнообразен, что, скорее всего, на рынке уже будут представлены аналогичные франшизы. Сравнив предложения потенциальных конкурентов, можно принять решение о конкурентоспособности своей франшизы по таким критериям, как:
- первоначальные вложения;
- ожидаемая доходность;
- срок окупаемости вложений;
- наличие уникальных предложений;
- репутация бренда и предоставляемый набор маркетинговых инструментов;
- прочие существенные условия франшизы.
Проанализировав предложения потенциальных конкурентов и отзывы об опыте работы по аналогичным франшизам, можно сформировать мнение о том, нужно ли вообще выходить на рынок франшиз, или лучше продолжить самостоятельное развитие бизнеса. Если перспективы своего бизнеса для тиражирования через франшизу на основе конкурентного анализа видятся оптимистичными, либо на рынке пока что не представлено аналогичных франшиз, есть смысл более детально проработать вопрос о создании франшизы.
Непосредственно создание франшизы: основные этапы
Франшиза по своей сути – это пакетное решение, куда входят такие элементы, как:
- договор франчайзинга;
- описание бизнес-модели, которая включает в себя расчетную финансовую модель и описание ключевых бизнес-процессов;
- лицензионные соглашения;
- руководство по ведению бизнеса;
- программа обучения способам ведения бизнеса;
- информационный буклет, включающий в себя ключевые условия и характеристики предлагаемой франшизы.
Основные этапы создания такого пакетного решения включают в себя:
- Подготовительный этап:
- анализ рынка конечных потребителей и рынка потенциальных франчайзи.
- описание действующего бизнеса на основе реальных показателей.
- сравнение действующей бизнес-модели с аналогичными предложениями по открытию франшизы (при наличии потенциальных конкурентов).
- усиление продуктовой линейки, развитие бренда, активация каналов продаж.
- Создание франшизы:
- алгоритмизация бизнес-процессов;
- оценка финансовых показателей: необходимые вложения, определение ключевых статей доходов и расходов франчайзи, расчет сценариев прибыли и окупаемости. В идеале финансовая модель должна обеспечить возможность покупателю франшизы внести свои данные о планируемых объемах продаж и сразу оценить потенциальный результат;
- подробное описание передаваемых франчайзи исключительных прав на товарные знаки, объекты промышленной собственности, секреты производства и порядок их использования;
- оформление договора франчайзинга;
- разработка программ обучения франчайзи и руководства по ведению бизнеса.
Создание франшизы может осуществлять как самостоятельно, так и с привлечением профильных консалтинговых компаний. С одной стороны лучше владельца никто бизнес описать не сможет, с другой – взгляд со стороны зачастую бывает полезным, так как позволяет выявить ранее незамеченные узкие места. Также плюсом привлечения профильных компаний будет возможность не отвлекаться на проведение непрофильных работ по разработке пакета франшизы.