15 мая 2023 / 2 года назад
Упаковка бизнеса во франшизу: продумать все до мелочей
Упаковка бизнеса во франшизу – трансформация бизнес-модели
Упаковка бизнеса во франшизу и дальнейшее ее тиражирование обеспечивает возможность быстрого развития бизнеса за счет привлечения мотивированных компаньонов в других городах и регионах.
Было бы наивно предполагать, что после разработки и тиражирования франшизы, бизнес компании останется таким, как и раньше.
После разработки франшизы, франчайзер должен стать головным офисом, материнской компанией, на которую будут завязаны все последователи – франчайзи. Несмотря на то, что в отличие от реальных материнских компаний, франчайзер не участвует в капитале покупателя франшизы, восприятие франчайзера должно быть именно таким. Франчайзера должны воспринимать как субъект, от которого исходят новые идеи, решения, который может помочь в трудной ситуации, разрыв с которым будет означать крах всего бизнеса. В противном случае покупатели франшизы, освоившись в данном бизнесе, будут с нетерпением ждать окончания договора франшизы, чтобы запустить собственный аналогичный бизнес, либо сделают это, не дожидаясь окончания договора.
Чтобы франчайзи не разбегались от головной компании спустя год с тем, чтобы запустить свой собственный аналогичный бизнес, франчайзеру необходимо трансформировать свою бизнес-модель под новые условия работы. То есть не просто создать франшизу, но и продумать до мелочей будущий процесс взаимодействия с покупателями.
Альтернативный вариант для франчайзера – это создать франшизу и просто продавать ее как готовую бизнес-идею, собирая паушальные платежи как плату за разработку франшизы, ничего не меняя в своей бизнес-модели. Однако информация о той или иной франшизе разносится достаточно быстро, и вполне вероятно, что репутация предлагаемой франшизы будет испорчена до того, как ее купит достаточное количество людей, чтобы отбить затраты на ее разработку.
Продумать все до мелочей – значить смоделировать ситуацию на будущее
По сути, создание франшизы – это разработка полноценного бизнес-плана, а точнее двух:
- по одному бизнес-плану будут работать покупатели – это собственно и есть франшиза;
- по другому бизнес-плану будет работать сам франчайзер, так как руководство франчайзинговой сетью существенно отличается от простого ведения бизнеса, который был до создания франшизы.
Здесь возникает множество вопросов:
- какие существенные условия франшизы включить в договор;
- какой платеж лучше: паушальный взнос или роялти, либо их комбинация;
- как привязать к себе покупателя франшизы;
- какую степень свободы предоставить франчайзи;
- что делать, если франчайзи начнет своими действиями портить репутацию бренда, осуществлять иные недобросовестные действия, скрывать прибыль и т.д.
Лучший способ ответить на эти вопросы – смоделировать варианты взаимодействия с франчайзи и определить мероприятия, которые могут устранить потенциальные риски и проблемы, связанные с предоставлением франшизы покупателю.
Обычно при создании нового бизнеса, как и при упаковке бизнеса во франшизу рассматриваются только положительные сценарии, однако на практике все оказывает не так радужно и перспективно.
Это обусловлено тем, что при разработке бизнес-идеи, или в нашем случае франшизы присутствует высокая доля субъективности. Некоторые риски игнорируются, а ожидаемые результаты подгоняются под желаемый результат. Поэтому при упаковке бизнеса во франшизу необходимо объективно оценить риски и принять меры в ответ на выявленные риски. Это могут быть как дополнительные условия в договоре, так и более глобальные изменения в собственной бизнес-модели. Детально и объективно смоделированный процесс взаимодействия франчайзера и франчайзи в долгосрочной перспективе позволит действительно сказать, что в данной франшизе все продумано до мелочей.